Большие социально-экономические системы

Системно-инженерный подход к анализу больших социально-экономических систем и их рассмотрение через призму природных экосистем позволяют понизить сложность восприятия систем с многими тысячами независимых участников, численно моделировать такие системы для целей прогнозирования, а также подбирать релевантные траектории их трансформации.

Разработанные научно-методические подходы позволяют, исследовать, моделировать и трансформировать инновационные системы всех уровней: национального, регионального и корпоративного.

С 2010 года проводятся аналитические и исследовательские работы в области инновационных систем разного уровня. Накоплен глубокий опыт и методическая база для анализа, обследования, оценки зрелости инновационных систем, в том числе с применением оригинального экосистемного подхода. Ниже приведены материалы, иллюстрирующие опыт проведения исследований инновационных систем, построения экономических моделей больших социально-экономических систем, разработки инструментов оценки зрелости инновационных систем различных уровней.

На основе разработанных, прошедших апробацию подходов, инструментов анализа и моделирования экосистем разного уровня и масштаба, выполнялись работы по созданию стратегий трансформации экосистем или экосистемных организаций. В данном разделе представлены примеры разработок практического характера, которые показывают преимущества экосистемного и системно-инженерного подходов для разработки и реализации стратегий.

Блог и новости

Завершена разработка модели инновационной зрелости крупных компаний

Модель инновационной зрелости крупных компаний включает в себя центральную матрицу для экспресс-диагностики уровня инновационной зрелости предприятия, а также 18 матриц, в которых по 5 уровням инновационной зрелости распределены современные практики осуществления инноваций. Общее число практик и факторов (для размерности «Культура») превышает 200 позиций.

Модель инновационной зрелости крупных компаний предназначена для выполнения диагностики инновационной зрелости крупных предприятий или крупных подразделений предприятий. Модель позволит уточнить стратегии инновационного развития, разработать требования к развитию инновационной корпоративной культуры организации, сформировать обоснованный план внедрения современных практик инновационного развития с учетом специфики и особенностей организации.

Распределение практик выполнено для следующих размерностей инновационной зрелости крупных компаний:

  1. Власть/стратегия/политики.
  2. Внешняя среда.
  3. Организационная социальная структура.
  4. Организационная технология.
  5. Культура.
  6. Физическая структура.

Для 4 из 6 размерностей предложены по 4 типа организаций (контингентности), отражающие специфику организаций. Контингентности имеют основания в теории организации[1].

Практически все инновационные практики имеют отсылки на ГОСТы[2], научные публикации и учебные материалы (например, Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 15-е изд. – СПб.:Питер, 2018.-848 с.:ил.), материалы консультационных фирм. Полнота покрытия практиками аналитически проверена с использованием циклов научно-технического, инновационного развития, а также перекрестной проверкой между центральной матрицей и отдельными размерностями, которые имеют отличные друг от друга основания.

Для целей фокусировки различий между типами организаций экспертно сформулированы приоритетные практики. В целом принятая модель контингентностей в размерностях инновационной зрелости показала хорошую дифференцируемость, что выразилось в различном распределении практик по уровням, а также применимость или неприменимость отдельных практик для типов организаций.

Выявлена организационная технология в наибольшей степени подходящая для быстрорастущих технологических компаний, что позволяет применять модель зрелости для формирования дорожных карт инновационно-технологического развития компаний-техногазелей.

Представители компаний, заинтересованные в проведении совместных исследований и получении независимой оценки уровня инновационной зрелости своих организаций, могут обратиться, используя контакты.

 

[1] Мэри Джо ХЭТЧ «Теория организации. Модерная, Символистская и Постмодерная перспективы» (Oxford University Press 2018 [4-е издание])

[2] Национальный стандарт Российской Федерации «Инновационный менеджмент. Основные положения и словарь», ГОСТ ИСО 56000-2021, Национальный стандарт Российской Федерации «Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания», ГОСТ ИСО 56002-2020

Есть интересные задачи? Вопросы?