Проведенный совместно с Центром экономического анализа и краткосрочного прогнозирования анализ существующей нормативно-правовой базы организации межрегионального сотрудничества показал наличие широких и достаточно гибких возможностей и перспектив для реализации проектов межрегионального партнерства в сфере развития IT-технологий на основе взаимодействия между субъектами Российской Федерации, которые могут быть осуществлены по каналам межбюджетных отношений.
В рамках существующей нормативно-правовой базы определяются следующие основные формы межрегионального взаимодействия между субъектами РФ: 1) заключение двусторонних и многосторонних соглашений; 2) отношения в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия; 3) межбюджетные отношения (межбюджетные трансферты, предоставление бюджетных кредитов); 4) совместное учреждение хозяйственных обществ и некоммерческих организаций.
Сотрудничество между субъектами РФ и представителями бизнес-сообществ других регионов может реализовываться посредством следующих механизмов: 1) проведение межрегиональных государственных закупок; 2) реализация бюджетных инвестиционных программ на основе механизма бюджетных инвестиций; 3) проведение межрегиональных акселерационных программ; 4) открытие межрегиональных бизнес представительств.
Рассмотрен опыт Евросоюза в организации межрегиональных партнерств при разработке и внедрении ИКТ. Выделены факторы успеха, которые следует учитывать при формировании межрегиональных партнерств в российских условиях: создание цифровой платформы для поиска партнеров и финансирования; выделение ведущих регионов; финансирование партнерских проектов как за счет специализированных фондов, так за счет других фондов развития; вовлечение в партнерство не только разработчиков, но и потенциальных потребителей технологий для формирования полной инновационной экосистемы.
Проведенный анализ взаимодополняемости регионов предложения технологий (РПТ) и регионов спроса (РС) позволил разработать общую методику SWOT-анализа для подбора регионов-кандидатов с целью организации межрегионального партнерства.
Предполагалось, что в ходе партнерства регионы должны реализовывать свои сильные стороны и нивелировать слабые. Сильные стороны РПТ (развитый сектор ИКТ и наличие ресурсов для его развития) должны получить реализацию за счет сильных сторон РС (потенциально большой спрос на продукцию сектора ИКТ). При этом должны быть нивелированы слабые стороны РПТ (ограниченность внутреннего спроса на продукцию сектора ИКТ) и РС (недостаточное развитие сектора ИКТ) за счет сотрудничества с регионом-партнером.
На следующем этапе исследования планировалась дальнейшая декомпозиция ролей регионов, выделение ресурсов и компетенций, в рамках которых осуществляется партнерское взаимодействие, а также разработка методик построения многосторонних партнерств в том числе в научно-образовательной, кадровой, инфраструктурной, рыночной и других областях.