Определение средне- и долгосрочных целей технологического и рыночного развития компаний один из важнейших элементов системы инновационного менеджмента. При реализации полного цикла «планирование-научные исследования и разработки-создание продукта» для радикальных и подрывных инноваций компании сталкиваются со своей недостаточной инновационной зрелостью, недостатком информации и компетенций, низким уровнем готовности к риску, отсутствием эффективных связей с организациями науки и инновационным сектором. При этом важность создания партнерств по линии «наука»-«бизнес» в полной мере отражается в государственной политике РФ в сфере науки и инноваций: созданы научно-образовательные центры мирового уровня, инновационные научно-технологические центры, запущена программа «Приоритет-2030» и пр.
Можно выделить ряд инструментов проектирования целей технологического и рыночного развития:
Форсайты – формирование отраслевых и межотраслевых дорожных карт, перспективных направлений на длинных горизонтах (10-20 лет). Согласование общего видения между всеми участниками форсайта, запуск самосбывающегося «прогноза»
Прогнозирование – выявление приоритетов (рыночных ниш, продуктовых групп и пр.), обоснование достижимости (научные заделы, патенты, команды, институциональные барьеры и пр.), горизонт 3-10 лет
Стратегические сессии, NPD – разработка стратегии создания продукта, продуктовой группы с заинтересованной корпорацией или проектным консорциумом, горизонт 3-5 лет
Несколько лет велась разработка и апробация методов групповых прогностических мероприятий с горизонтом 3-5 лет, которые позволяют экспертам компании и внешним экспертам совместно вырабатывать общую позицию по созданию технологий и новых продуктов. Для участвующих в таких мероприятиях представителей научных и научно-образовательных организаций это способ сформировать общую с предприятиями программу научного сотрудничества и инновационного взаимодействия.
Подход состоит из трех больших стадий: подготовительной, групповой и внутрикорпоративной. На подготовительной стадии производится подготовка информационных материалов, с которыми будут работать эксперты на групповой стадии: выявленные технологические и рыночные тренды, дорожные карты, рыночные прогнозы, наукометрический и патентный анализ для (мир, РФ). На стадии группового мероприятия работает широкое экспертное сообщество, в том числе компании-конкуренты, инвесторы, представители органов власти и регуляторы. На мероприятиях внутрикорпоративной стадии присутствуют только сотрудники компании и доверенные эксперты, в том числе из научных и научно-образовательных организаций, с которыми будут реализовываться исследовательские и иные программы.
На групповой стадии организуется работа по выявлению рыночных ниш, технологических направлений:
Идентификация событий, трендов: раскрытие рынков, технологий, участников рынка, конкурентов, патентного ландшафта
Идентификация потенциально интересных для компаний рынков, продуктовых групп
Формирование разделяемой участниками позиции относительно будущего технологий и рынков
Возможный результат работы на групповой стадии:
Короткий список выявленных рыночных ниш, технологических направлений – до 25 штук
Возможная структура описания:
Наименование, описание (1-2 абзаца)
История вопроса/эволюция технологий
Объем рынка, срок достижения
Барьеры (потребительские, технологические, регуляторные, законодательные и пр.)
Уровень готовности технологий в Российской Федерации
Патентная структура (мир, РФ)
Научные публикации (мир, РФ)
На внутрикорпоративной стадии производится уточнение эффектов инновации, обсуждаются сценарии применения, возможный образ рынка в условиях реализации инновации, осуществляется первичное проектирование продукта (начальные стадии NPD).
Представители компаний, научных и научно-образовательных организаций, заинтересованные в проектировании средне- и долгосрочных программ технологического и рыночного развития могут обратиться, используя контакты.