В состав системы систем сферы трансфера технологий входят следующие основные системы (наименования даны максимально близко к понятиям из доступных научных публикаций):
Национальная инновационная система
Национальная венчурная система, находящаяся практически полностью в национальной инновационной системе
Система регулирования интеллектуальной собственности как совокупность правового регулирования сферы интеллектуальной собственности (далее ИС), ключевых участников государственного регулирования сферы ИС в РФ (законодательная, исполнительная, судебная власти), участники рынка защиты ИС и пр.
Система международного взаимодействия
Система государственной поддержки инноваций (как совокупность институтов развития и иных источников государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также предоставляемые ими меры поддержки)
Инфраструктура трансфера технологий (определение дано ниже).
Отрасли-потребители инноваций, как обобщенная и бесструктурная система, включающая потребителей всех типов.
Также необходимо отметить системы, непосредственно не участвующие в осуществлении процесса трансфера технологий, но обеспечивающие его реализацию:
Система подготовки кадров.
Система государственного регулирования научно-технической, инновационной и пр. деятельностей, относящихся к процессу ТТ.
Система предпринимательских ассоциаций и объединений.
Под инфраструктурой технологического трансфера здесь понимается взаимосвязанная совокупность структурных подразделений научных и научно-образовательных организаций, институтов развития, других организаций или физических лиц, действующая в общем информационно-методическом пространстве и обеспечивающая возможности успешного трансфера технологий.
Определение ключевого процесса трансфера технологий позволяет описать его характер. Процесс трансфера технологий является «наложенным», т.е. реализуется поверх процессов научных исследований и инновационного развития (в данном случае предложен современный процесс венчурной траектории развития проектов, как проникающий в инновационные системы предприятий) и пр. Процесс трансфера технологий зачастую возникает на поздних стадиях цикла научных исследований и ранних стадиях венчурного цикла и представляется интерфейсным. Данное обстоятельство также можно рассматривать как основание для выделения специализированной инфраструктуры обеспечения процесса трансфера технологий.
Целевая система систем характеризуется значительными масштабами и объемами деятельности, как в деньгах, так и в показателях числа сделок. Однако, в противоположность «венчурной» траектории (где действует множество аналитических служб) или траектории внутрикорпоративного НИОКР, трансфер технологий плохо наблюдается статистически (только через частичную регистрацию распоряжения исключительным правом по договорам и переходов исключительного права без заключения договора, а также через объемные показатели выплат по экспорту технологий за рубеж).
№ |
Наименование участника процесса ТТ |
Численность |
1. |
Крупные и средние предприятия промышленности, способные проводить ТТ |
15 000+ |
2. |
Сервис-провайдеры[1] |
3000+ |
3. |
ЦТТ вузов и научных организаций |
50+ |
4. |
Технологические парки |
100+ |
5. |
Бизнес-инкубаторы |
100+ |
6. |
ЦК НТИ |
24 |
7. |
ИНТЦ |
10 |
8. |
НОЦ |
15 |
9. |
Стартап-студии |
30+ |
10. |
Государственные институты развития |
10+ |
11. |
Федеральные министерства и ведомства |
5+ |
Характер ключевого процесса также определяет динамику внутри системы систем. Состояния и траектории развития проектов внутри процесса определяются жизненным циклом научных исследований, жизненным циклом венчурного проекта. Стадийность, продолжительность стадий, усредненные затраты по стадиям, конверсии по стадиям жизненных циклов хорошо исследованы и могут применяться для решения задач моделирования и прогнозирования.
Низкий спрос на технологии со стороны промышленных предприятий. Вместо импортозамещения происходит «вестернозамещение». Анализ и планирование развития трансфера технологий затруднены.
С введением беспрецедентных незаконных санкций национальная экономика столкнулась с необходимостью перехода к реальной суверенизации сфер науки, инноваций, производства товаров и услуг. При этом по данным Концепции технологического развития до 2023 года (далее КТР) предыдущий этап развития научно-технического комплекса, который начался с середины 2000-х годов, позволил только остановить процессы деградации науки и предотвратить коллапс научной и технологической сфер. С начала 2000-х годов до настоящего времени уровень затрат на исследования и разработки остается неизменным - 1 - 1,1 процента валового внутреннего продукта.
В статье Широв и др[2]. отмечено, что особенностью российской экономики является высокий уровень – не менее 1% ВВП – импорта затрат на НИОКР, обусловленных ввозом наукоемкой продукции (по расчетам авторов указанной работы, «полный» объем расходов на НИОКР, с учетом импорта составляет 2,3% ВВП). Это прямой результат формирования в России полупереферийной модели «разомкнутой национальной инновационной системы», в рамках которой государственные и квазигосударственные (включая деятельность институтов развития) расходы обеспечивают развитие собственно научного знания, в значительной степени интернационального. Это означает, что промышленные предприятия закупали технологии для собственного развития в виде готовых средств производства и комплектующих на западных рынках. Теперь же с уходом западных поставщиков они переориентируются на незападных производителей, в меньшей степени задействуя возможности национальной инновационной системы.
Слабая коммуникация и координация по линии «наука-бизнес».
Исследование[3], проведенное НАТТ среди вузов России, показало, что в среднем уровень зрелости ключевых процессов и компетенций, определяющих продуктивность трансфера технологий (аспект объема и числа сделок трансфера) средний или ниже среднего.
Несмотря на интенсификацию процесса импортозамещения, динамика увеличения спроса на научные разработки со стороны предприятий остается невысокой. В связи с этим компетенции в области трансфера технологий и их применение в производственных и деловых процессах предприятий остаются на низком уровне.
Не смотря на многочисленные меры поддержки инноваций «долина смерти» между 3-7 TRL по-прежнему не преодолима для большинства технологических проектов.
Предприятия по разным причинам не спешат финансировать проекты с TRL в интервале 3-7, ожидая от научных организаций или стартапов продукты, которые можно было бы пилотировать в реальных условиях.
По данным Института исследований и экспертизы ВЭБ[4] большая часть доступных сейчас инструментов государственной поддержки прикладных НИР, ОКР и этапа освоения производства на уровне TRL 5–8 находятся в компетенции Минпромторга России. Эти инструменты обеспечивают поддержку промышленных предприятий в рамках отраслевых и технологических направлений, но не предусматривают многостороннего взаимодействия с организациями научного сектора и стимулирования сделок трансфера технологий.
Начиная с 2014 года число и объем сделок на венчурном рынке снижалось, частные средства в большей мере заменялись государственными или квазигосударственными (Фонд развития инноваций, Фонд развития интернет-инициатив, фонды Российской венчурной компании, Роснано и пр.). К настоящему времени по мнению экспертов рынка «…венчур умер»[5] вследствие того, что исчерпалась его ключевая бизнес-модель - экспорт стартапов в более развитые венчурные экосистемы.
Без технологического суверенитета невозможно функционирование экономического и технологического полюса в новом многополярном мире. Однако, в современном мире столь же неразумно поддерживать полную технологическую автаркию. Российская Федерация долгие годы была потребителем иностранных технологий, а экспортировала за границу труд ученых и инженеров. Устойчивый отрицательный баланс выплат за технологии отмечается по крайней мере с 2005 года, по данным на 2021 год РФ выплачено более 5 млрд. долларов США платежей за технологии[6].
[1] Информационные витрины, биржи, «упаковщики» проектов, консультанты, эксперты, менторы, юридические фирмы, патентные поверенные и пр.
[2] Широв А.А., Гусев М.С., Саяпова А.Р., Янтовский А.А. (2016). Научно-технологическая компонента макроструктурного прогноза // Проблемы прогнозирования. № 6.
[3] Ежегодное исследование рынка трансфера технологий. Динамика развития и эффективность трансфера технологий в Российской Федерации, НАТТ, 2021 год.
[4] Экономика науки и технологий, Межведомственная рабочая группа по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию
Институт исследований и экспертизы ВЭБ, Москва, 2022 г.
[5] https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2023/06/13/979865-venchurnii-rinok-v-rossii-v-kome
[6] Наука. Технологии. Инновации: 2023: краткий статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 102 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-2742-9 (в обл.).