Разработка региональных стратегий развития инновационных и подобных им систем регионального масштаба выполняется на основе экосистемного подхода, фреймворка анализа и оценки зрелости региональных инновационных систем, других моделей и фреймворков, позволяющих моделировать частные траектории трансформации региональной экосистемы (например, фреймворка выращивания технологических лидеров, модели межрегионального взаимодействия и пр.).
Принципиальное отличие применяемого подхода от традиционных подходов к разработке стратегий[1] – применение фреймворка анализа и оценки зрелости региональных инновационных систем, идентификация базовой бизнес-модели экосистемы и ее ключевых драйверов, максимальное использование жизненных циклов ключевых процессов для проверки достижимости стратегических целей и наличия достаточного объема ресурсов для этого. Жизненные циклы ключевых процессов позволяют убедиться в том, что все стадии жизненного цикла обеспечены внутренними ресурсами и компетенциями, или их дефициты доставляются через межрегиональное, или международное взаимодействие. Важность кадрового обеспечения инновационного процесса обусловлена специфичными требованиями к компетенциям на каждом уровне готовности технологии проекта.
Правильная идентификация текущей бизнес-модели экосистемы позволяет оценить перспективы ее изменения или дополнения. Например, основа бизнес-модель региональной экосистемы Дубая – недвижимость. Многие экосистемы субъектов РФ функционируют преимущественно за счет государственного финансирования, в некоторых регионах есть крупные предприятия, обеспечивающие основной спрос на заказной НИОКР и формируемые инновационные разработки и т.д.
Жизненные циклы реализации научных исследований, подготовки кадров хорошо исследованы, по ним есть много статистики, что, например, позволяет строить количественные модели оценки рисков (фреймворк Technology Project Readiness Assessment) и пр. Также хорошо известны средние стоимости и время перехода с одного уровень TRL на следующий, скорость движения и средние раунды (этапы) инвестиций в венчурном цикле, значения конверсий выживаемости компаний по этапам и пр.
Набор и требования к ресурсам для развития экосистемы определяется целями развития, а для установки возможных целей и требований к ресурсам применяется фреймворк анализа и оценки зрелости региональных инновационных систем. Ключевые анализируемые ресурсы, установленные в фреймворке: кадры, научные заделы, региональные рынки, инвестиции. Дополнительно анализируется научная и инновационная инфраструктура региона, которая также может заметно сдерживать темпы реализации стратегии. Компенсация ресурсных дефицитов возможна, как за счет увеличения доступности внутренних ресурсов (например, через задействование спроса крупного бизнеса или государственных инвестиций), так и за счет межрегионального и международного взаимодействия (ссылка).
В одной из последних работ разрабатывалась стратегия развития экосистемы цифрового предпринимательства одного из субъектов Российской Федерации, где в условиях начала СВО невозможно было сформировать ресурснообоснованную стратегию с учетом высокой внешней неопределенности. Для этого случая было предложено использовать в качестве индикаторов развития региональной экосистемы показатели модели зрелости инновационной системы региона для целевого уровня, а вместо четких целей и показателей развития были сформулированы стратегические темы (Balanced Scorecard Institute) в достаточно общем виде, чтобы к реализации стратегии можно было приступать в условиях высокой неопределенности.
Для реализации концепции развития кадрового потенциала цифровой экономики субъекта федерации была построена модель развития и применения кадрового потенциала цифровой экономики, определены потоки задействования кадровых ресурсов ключевыми потребителями внутри региона, а также выполнены оценки оттока и притока кадров из-за границ региона. На основе разработанной модели были сформулированы меры по повышению привлекательности экосистемы для высококвалифицированных ИТ-специалистов, меры по повышению у детей привлекательности профессий, связанных с ИТ, меры по повышению качества и доступности программ повышения квалификации в области цифровой экономики, а также возможные форматы межрегионального взаимодействия, которые позволили бы усилить продуктивные возможности экосистемы региона.
Представители органов государственной власти, заинтересованные в оценке и создании стратегий развития инновационных систем, могут обратиться за дополнительной информацией, используя контакты.
[1] Анализ, сопоставление с аналогами/бенчмарки, идентификация основных ресурсов и драйверов стратегии и пр.