Экосистемный подход к исследованию инновационных систем

Нельзя сказать, что понятие экосистемы в бизнесе, государственном управлении, инновационном и технологическом развитии предприятий новое. Доступно определенное количество системных исследований, моделей и концепций, позволяющих разобраться в экосистемном подходе к исследованию и проектированию социально-экономическими системами различных уровней: от уровня предприятия до глобального уровня. Природа, функции, масштабы, таких экосистем могут быть очень разными, и управляться они могут, как государственными или надгосударственными структурами, так и предприятиями и некоммерческими организациями.

 

Как было отмечено ранее, экосистемный подход позволяет описывать, управлять созданием и развитием больших социально-экономических систем различных уровней. Применяя экосистемный подход к описанию и исследованию социально-экономических и социотехнических систем, становится возможным объединять в рамках единого целостного контекста участников экосистемы, их мотивации, потребности, бизнес-модели, существующие и возникающие информационные, материальные, финансовые и другие потоки. Мир становится все более сетевым, разнородность узлов (государства, предприятия, домохозяйства, IoT-устройства и пр.), взаимодействия между узлами таких сетей становятся все интенсивнее и сложнее. Через классификацию и выявление содержания ключевых взаимодействий строятся экосистемные модели, облегчающие разработку стратегий и планов разного уровня. Ключевым же преимуществом экосистемного подхода над системным или системно-инженерным становится широкое рассмотрение огромного числа участников в максимально самодостаточном пространстве, а также рассмотрение их функций и связей между участниками с учетом природоподобных принципов установления равновесия внутри экосистемы, развития (деградации) участников экосистемы.

 

Экосистемный подход позволяет описывать, анализировать и управлять экосистемами разных уровней и назначений:

 

Уровни экосистемы

Назначение экосистемы

  • международный;

  • национальный;

  • региональный;

  • отраслевой или межотраслевой;

  • корпоративный.

 

  • инфраструктура;

  • «функция» (например, инновационная экосистема, предпринимательская экосистема, стартап-экосистема и пр.);

  • корпоративная платформа.

Экосистемы, будучи открытыми, подвижными структурами способны перемещаться между уровнями, например, когда корпоративная экосистема становится национальной или глобальной (наиболее яркие примеры: Яндекс и Google, соответственно). В контексте предприятия, экосистемы имеют разные функции и назначения. Отраслевые и инфраструктурные экосистемы позволяют компаниям совместно развиваться, например, на рынке или в технологическом плане. Функциональные экосистемы представляют важные ресурсы, обеспечивающие предприятию возможности устойчивого развития. Корпоративные экосистемы дают предприятию новые возможности для предоставления повышенной ценности потребителю и рыночной экспансии.

 

Экосистема и инфраструктура

Рассматривая примеры экосистем, которые действуют на разных уровнях, заметно, что часто создаваемые решения похожи на классические инфраструктуры. В литературе[1] дается, например, такое определение инфраструктуры, «…совокупность основного капитала, обеспечивающего согласованность и взаимодействие хозяйствующих субъектов для реализации их экономических планов». Можно дать функциональное определение инфраструктуры: совокупность организаций, оказывающих общественно значимые стандартизированные услуги на равных и прозрачных условиях, часто с использованием дорогостоящих сооружений.

Фокус государства при построении инфраструктур цифровой экономики обращен на задачи аутентификации, обеспечения документооборота, сервисов государственных услуг, информационной и кибербезопасности. Криптозащита, умные города, цифровая инфраструктура промышленности и некоторые другие направления есть в программах реализации государственных инфраструктур в ряде стран.

 

В этой связи довольно любопытным представляется отыскание грани между понятием инфраструктуры и экосистемы. Поскольку государства реализуют цифровые инфраструктуры в рамках существующего и оперативно изменяемого регулирования, строить открытые и подвижные структуры – экосистемы довольно затруднительно. При этом государственные инфраструктуры образуют вокруг себя экосистемы сервисов, например, на базе систем аутентификации. Инфраструктуры реализуемых корпорациями или другими негосударственными игроками гораздо чаще могут быть рассмотрены в качестве экосистем.

Корпоративные экосистемы, образующие национальные и глобальные инфраструктуры, объединяют десятки и сотни сервисов, привлекают миллионы пользователей, которые представляют, как домохозяйства, так и органы государственной власти, организации и предприятия. Такие экосистемы-инфраструктуры у всех на слуху: Google, Amazon, Alibaba.

 

Экосистемы-инфраструктуры также создаются консорциумами корпораций или нишевыми игроками, стремящихся к отысканию новых бизнес-моделей организации взаимодействия между участниками рынка, которые по разным причинам не были доступны ранее.

Экосистема и отрасль

Не менее важным и актуальным представляется подход к описанию и управлению экосистемами на отраслевом или функциональном уровне. Поскольку ФРИИ был создан в 2013 году, как негосударственный институт развития, сразу возник вопрос об объекте развития и способах развития. Экосистема была определена, как предпринимательская, но базирующаяся на отрасли ИКТ, что обусловило способ и исходные данные для качественного и количественного моделирования экосистемы. Сама экосистема была в итоге названа «экосистемой цифрового предпринимательства».

 

Основным процессом экосистемы считается процесс создания предпринимательских проектов, условно превращающим человеческие, инвестиционные и интеллектуальные ресурсы в устойчивые бизнесы разных размеров. Бизнесы органически или форсированно растут, превращаясь в крупные устойчивые компании, либо продаются корпорациям или крупным инвесторам. Получаемые основателями и инвесторами ранних стадий средства частично реинвестируются в проекты экосистемы. Среды определяют поведение участников экосистемы, а государство через реализацию государственной политики частично управляет средами и поведением участников экосистемы.

Однако, как можно применить полученное понимание структуры и ключевого процесса такой экосистемы? Было найдено по меньшей мере два ответа:

  1. Раскрытие полного набора связей и их содержания между основными участниками экосистемы позволяет лучше идентифицировать барьеры и строить стратегические сценарии развития экосистемы.

  2. Понимание экономического содержания деятельности экосистемы позволяет создавать математические модели экосистемы с целью прогнозирования поведения больших социально-экономических систем.

На рисунке упрощенно показаны основные элементы экосистемы и основные переходы между ними. В этих переходах осуществляется изменение состояния, при этом некоторые факторы затрудняют эти переходы. Именно с ними шла работа при создании стратегии развития экосистемы цифрового предпринимательства до 2030 года.

 

Например, рассмотрим переход под номером (1): в нем происходит финансирование научных и инновационных проектов инвесторами для того, чтобы осуществлялся рост TRL проекта. Однако для того, чтобы значительное количество инвесторов (не важно, частных, корпоративных или государственных) инвестору нужно понимание, как он заработает, т.е. либо у него имеется устойчивая рыночная экспертиза, либо подтверждение со стороны инвестора следующей стадии или корпорации-приобретателя технологии/стартапа. Кроме того, сами ученые-владельцы интеллектуальной собственности не очень заинтересованы в работе с инвесторами, поскольку механизмы распределения доходов от интеллектуальной собственности сложны и несправедливы.

В результате работы с переходом (1) были подготовлены мероприятия, касающиеся развития экспертизы проектов ранних стадий, создания механизмов юридически-значимого подтверждения запроса на инновации со стороны корпораций, а также развития практик трансфера технологий и распределения доходов от коммерциализации в научных и научно-образовательных организациях.

С информацией по экономической модели экосистемы цифрового предпринимательства можно ознакомиться по ссылке.

 

Экосистема и корпоративная платформа

Корпоративная экосистема – современный тренд, имеющий огромное влияние на конфигурацию рынков, бизнес-модели, экономическую эффективность корпораций. Сейчас практически все компании из Топ-10 индекса Nasdaq по капитализации имеют свои глобальные платформы и экосистемы, а часть компаний списка с помощью своих экосистем управляют глобальными ИКТ-инфраструктурами. На практике это означает новые возможности этих компаний по привлечению финансовых и интеллектуальных ресурсов, управлению рынками, стандартами и бизнес-моделями, компании определяют политическую и экономическую власть стран, в которых находятся.

Создание корпоративной экосистемы – это решение стратегического уровня, которое предусматривает глубокие изменения в процессах организации, требует от нее нового поведения. PwC указывает, что для получения цифрового чемпионства на рынке необходимо выстроить внутренние экосистемы корпораций, которые позволят осуществить такое преобразование. Построение продуктовой и сервисной экосистемы предприятия само собой требует применение экосистемного подхода для описания отрасли или отраслей, в которых происходит развертывание экосистемы предприятия. При построении продуктовой экосистемы очень рискованно реализовывать «супермаркет» плохо связанных между собой решений, т.е.  брать только широтой предложения. Важно иметь именно целостное восприятие отраслевых цепочек добавленной стоимости и способов потребления товаров и услуг, обеспечивать целостное предложение потребителю, с одной стороны дающее ему максимальную ценность, а с другой - позволяющее предприятию забрать с рынка максимум выручки, вытесняя менее интегрированных конкурентов.

Ярким примером построения корпоративной экосистемы в стране можно считать поведение Сбербанка. Экосистема «Сбербанк Бизнес Онлайн»[2] состоит из более 40 продуктов, 25 из которых небанковские сервисы. Состав сервисов подобран таким образом, чтобы удовлетворить большинство потребностей малого бизнеса в средствах базовой автоматизации. При этом необходимо отметить, что малый бизнес у нас в стране, зачастую из всего предложения цифровых решений использует только Excel, что осложняет продвижение подобных комплексных предложений. На рисунке приведена схема экосистемы. На ней отображены, как сервисы Сбербанка и его дочерних компаний (например, «Деловая среда»), так и сервисы партнеров Сбербанка, что в целом обеспечивает эффект «швейцарского ножа».

 

Реализация такой экосистемы «забирает» клиентов у более мелких игроков, предоставляющих отдельные сервисы экосистемы, интеграция с финансовыми сервисами самого Сбербанка и между собой значимо повышает ценность сервисов для неискушенного пользователя. Очевидно, что таким образом корпоративная экосистема представляет собой инструмент монополизации: способ предоставить максимальную ценность потребителям, забрать максимальное количество элементов цепочки добавленной стоимости в отрасли или на межотраслевом уровне. Примеры экосистемы мобильных приложений Google, Apple, нарождающаяся экосистема Huawei имеет ровно те же цели: привязать к себе потребителя и через захват рынка обеспечить квази-монопольные (олигопольные) условия.

 


[1]  Torrisi, Gianpiero. Public infrastructure: definition, classification and measurement issues. Economics, Management, and Financial Markets. -2009. Vol. 4, №. 3: P. 100-124.